Особенности использования стандарта ITIL
Основной критерий обоснования инвестиций в стандартизацию - стоимость сопровождения системы, которая определяется наличием редкого ТО или ПО уникальной поддержки, ценностью обрабатываемой информации. Поэтому для обоснования инвестиций, следует учесть время замены оборудования, технической поддержки ПО. Необходимо также сделать анализ рисков, что поможет оценить вероятность потерь из-за разницы времени восстановления устойчивости среды, до и после стандартизации.
Другой фактор стандартизации - внедрение корпоративной бизнес-системы, которая в бизнес-подразделениях ускорит принятие стандартов на ИТ, необходимые для всей системы, например, поддерживаемых курсами mba за рубежом и у нас. Внедрение требовательных к инфраструктуре мощных бизнес-приложений часто играет роль толчка к стандартизации ИТ.
Внутренние стандарты действенны не для всех участков корпоративной сети. Например, парк рабочих станций обновляется часто, поэтому внедрение их здесь вполне обоснованно, так как одной из целей ИТ-стандартов является ускорение развития ИТ - однажды внедрив стандарт и не запуская всякий раз цепь согласования закупок основных типовых элементов.
Для составляющих с высокой стоимостью обновление - реже, поэтому стандарт не всегда применим, подобные проекты почти всегда утверждают на высшем уровне руководства. Если в организации - несколько таких объектов, развитие которых необходимо координировать, то стандарты нужны. Стандартизация касается не уникальных, а массовых (типовых) элементов.
Но на пути стандартизации любой ИТ-менеджер столкнется с трудностями. При внедрении основных корпоративных стандартов самым сложным является создание эффективного в конкретных условиях механизма контроля выполнения политики и стратегии развития ИТ-сферы. Система координации разрабатывается так, чтобы операция ИТ-подразделения проводилась в полном соответствии с политикой. Довольно часто из центра контролировать действия разветвленной сети предприятий - сложно. Разработчики ITIL рекомендуют всем внедрять поэтапный подход для решения проблем и совершенствования процесса управления ИТ. Стандарты ITIL в настоящее время поддерживаются форумом ITSMF, включающим организации и компании ИТ-сервиса всего мира.
Сдерживает распространение ITIL в РФ отсутствие перевода книг. Но уже открыто российское отделение форума ITSMF.